Рустэм Гайнетдинов: Ленинский район Казани

 

Наш сегодняшний историко-иллюстративный обзор посвящён бывшему Ленинскому району - самому большому и постоянно разраставшемуся району Казани, исчезнувшего с карты истории в 1994 году, на территории которого сегодня существуют Авиастроительный, Московский и Ново-Савиновский районы г.Казани.

До Октябрьской революции на месте этих районов были болота и слободы: Козья (в районе современного энергоинститута), Кизическая (Хижицкая) вместе с Кизическим введенским мужским монастырем, основанным в 1688 году (на месте нынешнего парка Дворца Химиков), Удельная (в районе Московского рынка) и Восстания (на месте современных улиц Декабристов, Восстания и Гагарина), переходившие дальше в Большую (Алатскую) дорогу, сохранившуюся еще с периода Казанского ханства, а также деревни, Большая и Малая Гривка (позже слившиеся в одну слободу Гривка), Караваево, Сухая Река, Борисоглебское, Кадышево, Савиново.

Более-менее интенсивно эти земли начали осваиваться лишь в начале ХХ века, примерно с 1906 года. Село Караваево до 1932 года состояло из 400 домов, располагавшихся на восьми улицах, главной из которых была улица Кадышевская. Достопримечательностью села была церковь, построенная в 1907 году (не сохранилась). На окраине Караваево стояла красивая берёзовая роща. От Караваево до Сосновой рощи лежали кочковатые и порой болотистые луга, а вдоль песчаной дороги в сторону города располагались деревянные домишки, образуя улицу «Большая дорога» (ныне улица Декабристов). Эта дорога шла от Козьей слободы до Караваево. Все жилые островки были разрознены между собой, перемежались пустырями, полями, лугами, болотами, и соединялись между собой отвратительными грунтовыми дорогами, становившимися непролазными в распутье (на старых снимках это видно). С правой стороны от трампарка до современной улицы Восстания начинался сосновый бор, который сплошным массивом пролегал до станции Юдино (не сохранился).

В 1931 году Наркоматом тяжелой промышленности было принято решение о строительстве в Казани авиакомбината. 2 мая 1932 года авиакомбинат был заложен. Строительство крупнейшего в стране авиационного завода (Авиастрой, позже – Казмашстрой) шло параллельно со строительством жилья. Вместе с авиазаводом, который получил имя Серго Орджиникидзе, рос и новый жилой, который получил название Соцгород. В 1934 году эта северо-восточная часть Кировского района была выделена в Ленинский район.

Поначалу самолётное и авиамоторное производства развивались вместе на площадях завода имени Серго Орджоникидзе (самолётно-моторный комбинат №1214-27). В 1939 году самолётно-моторный комбинат разделился на два самостоятельных предприятия: завод моторного производства (ныне КМПО) и завод самолётного производства (ныне КАПО им.Горбунова, под таким именем завод известен с 1941 года). В годы Великой Отечественной войны оба завода были укрупнены за счёт эвакуированных из Москвы и Воронежа родственных предприятий.

В жертву стройке была принесена красивая церковь села Караваево, которая оказалась в непосредственной близости от стройплощадки. С начала строительства она была переоборудована под столовую для рабочих, а позднее и вовсе снесена. При разборке церкви рабочие нашли клад, состоящий из старых дореволюционного времени бумажных денег, ценности в то время не представлявших.

Уже в конце 30-х годов на месте пустырей и болот был создан новый промышленный и жилой район - Социалистический город (Соцгород). Первыми жилыми зданиями были четырехэтажные дома № 1, 2, 3, 4 по ул.Лядова и Белинского. Появились улицы Тимирязева, Социалистическая, Челюскина, Чапаева, Астраханская и другие. Население района уже через 7 лет после его образования составило 30 тысяч. Это была часть планировавшейся руководством Татарской республики будущей «Большой Казани» из расчета: Соцгород - 350 тысяч жителей, старый город - 325 тысяч, Заречье - 126 тысяч. Осуществлению планов помешала война.

Мало кто помнит, что изначально все дома в Соцгороде имели дровяные печи на кухне. Они были сложены из кирпича и побелены. Сверху располагались комфорки, а внизу – поддон, чтобы собирать падавшие угольки. Придавались еще чугунные кольца, с помощью которых регулировался жар. Титаны для подогрева воды в ванной тоже грелись от этих печей. Внизу в подвале дома под каждым подъездом были дровяные сарайчики. В них хранились дрова и ненужные в квартире вещи. Чуланчики потеряли свое значение и были ликвидированы, когда в соцгородские дома в конце пятидесятых годов был подведён газ.

В 1940-х годах в слободах Восстания и Удельной началось строительство домов многоэтажной застройки, а в основном центральная часть Ленинского района застраивалась в 50-60-е годы вдоль Декабристов (от улицы Воровской до улицы Школьной («Дом обуви» - ныне остановка «Тандем»). В 70-е годы был окончательно застроен и проспект Ибрагимова, дома на котором возводились не менее двадцати лет и ярко свидетельствуют об архитектурных особенностях каждого десятилетия.

Район располагался вдоль оси улицы Декабристов. Такое название в 1925 году получили центральная улица Козьей слободы Большая Козья, а также Кизическая в Кизической слободе, в честь 100-летия восстания Декабристов. Потом улица удлинялась в сторону Соцгорода и поглощала в себя разные улицы с другими названиями, а вернее, это были большие куски пустыря, через который проходила трасса, связывавшая центр города с окраинной застройкой района Авиазавода (она долго именовалась Большой дорогой).

В 1927 году были переименованы почти все улицы бывшей Удельной слободы, большинство - в улицы Союзные.

Последовательная смена названий улиц, которые существовали когда-то в Удельной слободе, выглядит так:

Удельная и Пушкинская - Союзная 1-я - Соловецких юнг (с 2005 г.) Удельная 1-я - Союзная 2-я - слилась с ул. Декабристов в 1950-х гг. Удельная 2-я или Лермонтова - Союзная 3-я - ныне не существует Удельная 3-я - Союзная 4-я - Анвара Каримова (с 2005 г.) Удельная 4-я - Союзная 6-я - Профессора Мухамедьярова (с 1984 г.) Удельная 5-я - Союзная 8-я - Восход (с 1964 г.) Удельная 6-я - Союзная 5-я - Шамиля Усманова (с 1964 г.) Удельная 7-я - Союзная 7-я - Васильченко (с 2005 г.) Удельная 8-я - Союзная 9-я - Восстания (с 1949 г.) Удельная 9-я и Безымянная - Союзная 12-я - Хасана Туфана (с 1984 г.) Удельная 10-я и Безымянная - Союзная 14-я - Исаева (с 1962 г.) Удельная 11-я и Безымянная - Союзная 10-я Без названия - Союзная 11-я - Гагарина (с 1961 г.) Без названия - Союзная 13 - Производственная (с 1961 г.) - Королёва (с 1977 г.) Без названия - Тверская (с 1927 г.) Гоголевская - Батрацкая - Блюхера (с 1961 г.) Большая - Декабристов (с 1927 г.).

До конца 40-х годов XX века улица не была замощена, в связи с чем в период дождей или весенне-осенней распутицы по дороге практически было невозможно проехать на автомобильном транспорте, что создавало значительное количество для жителей района.

К 1948 году она, наконец, была замощена асфальтовым покрытием, и по ней был пущен самый первый в Казани троллейбусный маршрут с соответствующим номером, который связал удалённые части Ленинского района Казани (Караваево, Авиационный завод и др.) с центром города.

В 50-е годы ХХ века улица Декабристов слилась с улицей 2-я Союзная, которая имела историческое название Удельная 1-я. Таким образом, в улицу Декабристов вошли три исторические улицы под разными названиями: Большая Козья (от Казанки до улицы Чистопольской), Кизическая (от Чистопольской до ДК химиков), Удельная (от ДК химиков до улицы Воровского).

Движение по Декабристов в те годы осуществлялось всего по двум полосам движения (по одной полосе в каждом направлении), и только в 1970-е годы улица была значительно расширена, получила шесть полос для движения транспорта (по три полосы в каждом направлении), которые были разделены трамвайной веткой, значительно поднятой над уровнем проезжей части.

Но еще и в 70-е годы на Декабристов сохранялись пустыри и деревянная застройка частного сектора. Старая жилая застройка, преобладавшая, в основном, в бывшей Кизической слободе, была снесена лишь к середине 90-х годов.

Таким образом, улица Декабристов - центральная улица огромного Ленинского района Казани, пронизывающая все Заречье, вместила лучшие образцы разных архитектурных стилей и вместе с пересекающей её улицей Восстания долгое время были «визитной карточкой» новой Казани 50-70-х, изображавшиеся на всех видовых открытках того времени. Фотоиллюстрации показывают развитие этой улицы в разную эпоху.

Также красивыми улицами района всегда считались улицы Восстания, Гагарина, Ибрагимова, Белинского, Лядова, Ленинградская. Ленинский район было образцовым (или типичным?) социалистическим городом в стиле сталинского ампира с обильно украшенными лепниной домами, парками, уютными сквериками, поликлиниками, школами и детсадами, Здесь было много зелени, монументальных скульптур, которые постепенно исчезали. Позже архитектуру сталинского классицизма заменили здания хрущевского неоконструктивизма.

Активное жилищно-социальное строительство велось в 1970—1980 годы на территории бывших Кизической и Козьей слобод. На улице Декабристов были построены самые первые современные жилые многоквартирные высотки по 14 этажей. В одной из них, в встроено-пристроенном помещении располагался крупнейший магазин «Дом обуви». Как и магазин «Океан» в начале проспекта Хусаина Ямашева, эти два крупных торговых объекта дали неофициальные названия целым микрорайонам.

Культовые здания Ленинского района можно было пересчитать по пальцам. Это - Дворец культуры им Ленина (базовое учреждение культуры Казанского авиационного производственного объединения им.Горбунова), строившийся более 6 лет и открытый в 1960 году, Дворец культуры имени Урицкого (базовое учреждение культуры Казанского моторостроительного объединения), построенный в 1961 году, Дворец культуры химиков (базовое учреждение культуры ПО "Казанский завод органического синтеза"), возведённый в 1969 году, Детский дворец культуры им. Гайдара (1936), разместившийся в здании бывшего Дома связи, здание Газетно-журнального издательства и Дома прессы (ныне – «Татмедиа»), построенное в 1969 году; здесь разместились многие редакции республиканских и городских газет и журналов, Молодежный центр, построенный в 1977 году за счёт субботников и отчислений комсомольцев республики (ныне ОАО "Ак Барс Банк"). В этом же году рядом с издательством было возведено здание партийного архива Татарского обкома КПСС.

В 1973 году городскими властями был уничтожен памятник архитектуры и истории – Смоленско-Седмиозерская церковь (построена в 1900 году, располагалась на углу современного пересечения проспекта Ибрагимова и улицы Чистопольской). Это было очень красивое здание из красного кирпича, где при строительстве в цементный раствор в большом количестве добавляли яичный желток. В годы Советской власти в нём располагался сначала дом пионеров, а затем кинотеатр «Октябрь». Помню, что с помощью экскаватора сломать её так и не смогли и взорвали с применением большого количества взрывчатки ночью, видимо, опасаясь проклятий местных православных жителей.

Красивая колокольня Кизического монастыря была взорвана ещё в 1929 году, хотя основные здания монастыря чудом уцелели в годы атеистического беспредела (в нём располагался Ленинский районный военный комиссариат). Ещё в начале 60-х годов ХХ века рядом с Кизическим монастырём находилось православное кладбище, на котором, кроме священнослужителей, были захоронены знатные представители казанского дворянства. В августе 1964 года в город приехал руководитель Советского государства Н.С.Хрущев, и ожидалось, что он посетит авиационный завод. Кладбище хорошо просматривалось с улицы Декабристов, поэтому прямо перед приездом партийного деятеля в Казань кладбище снесли, оставив на нём лишь один надгробный памятник деду Льва Толстого – Илье Андреевичу Толстому, который в течение пяти лет был казанским губернатором. Но Хрущев по этому маршруту так и не проехал…

В 1968 году открылся очень популярный среди абитуриентов мужского пола филиал Московского энергетического института (ныне самостоятельный вуз). Авторитетом пользовался и Казанский авиационный техникум, существовавший с 1932 года (современное благоустроенное здание на улице Ленинградской было построено в 1969 году). Сейчас это Казанский авиационно-технический колледж имени Дементьева.

В 1959 году на Горьковском шоссе была введена в эксплуатацию телевышка высотой 180 м и в этом же году с телестудии на улице Шамиля Усманова началось вещание татарского телевидения.

Кроме культурно-зрелищных и учебных учреждений, у казанцев весьма популярными были парк Соцгорода («Крылья Советов»), парк у Дворца химиков (Сосновая роща), лесопарк Лебяжье с Лебяжьим, Большим и Малым Глубокими озерами, а также Московский рынок (открылся в 1974 году) со знаменитой «Тюбетейкой», рынок Соцгорода, магазины "Рубин" на Тверской, "Культтовары" на Декабристов в районе Восстания, Московский районный ЗАГС, рестораны «Маяк» и «МЦ», пляж у Издательства да ещё вытрезвитель на Голубятникова….

Были престижные школы №№ 55, 122, 133. Я же заканчивал «непрестижную» 115-ю в заводском посёлке Караваево (в ней учился, кстати, первый молодёжный министр Татарстана, ныне генеральный секретарь Олимпийского комитета России и депутат Госдумы Марат Бариев).

Мое детство и юность прошли в Соцгороде: сюда нас водили в поликлиники и больницы наши матери; в моём родном Караваево не хватало библиотек, и я стал завсегдатаем крупнейшей заводской библиотеки в ДК Ленина; лет 5 я занимался в фотокружке ДК Гайдара и пару лет – велоспортом в СК Урицкого, а ДК Ленина и парк «Крылья Советов» (сейчас его называют еще и парком «Рубин») были центром культурной и спортивной жизни огромного промышленного района на северо-западе Казани. До сих пор помню театральные постановки «Живые страницы» в ДК, зимой был каток, а летом – танцы в парке. Здесь я влюблялся, провожал девчонок после танцев, дрался из-за них со сверстниками из казанских посёлков Северный и Стандартный…

Парк Соцгорода «Крылья Советов» - мой любимый парк в городе. Он был заложен в 1939 году. Ещё до войны здесь были выстроены 60-и метровая вышка ОСОВИАХИМА и стрелковый тир, но большая часть территории довоенного парка представляла собой поле, ещё не засаженное деревьями. Стадион был только намечен беговой дорожкой, а трибун вокруг поля не было. Не было и красивых парковых ворот с сохранившимися до нашего времени скульптурами простых героев нашего времени: лётчика, учительницы, колхозницы и рабочего. Ворота, стадион и деревья появилось уже после войны.

Центральная аллея парка заканчивалась неизменной фигурой Ильича на высоком постаменте, в чём-то энергично убеждающего народ. Аллея была двойной с клумбой посередине. А по обе стороны от неё на постаментах стояли бюсты русских учёных и лётчиков: Жуковского, Ломоносова, Менделеева, Нестерова, Циолковского, Чаплыгина. Были и очень распространённые в советских городах и парках знаменитые скульптуры из гипса: футболист, пловчиха, дискобол в классических греческих традициях, штангист, двое баскетболистов в борьбе за мяч, ну, и, конечно, - «Девушка с веслом», поражавшая воображение советских людей своей грацией.

Зимой футбольное поле стадиона «Рубин» заливалось, и получался прекрасный каток, на котором прошла моя школьная юность. Здесь всегда звучала музыка, было великолепное освещение и море народа. А ещё я помню танцплощадку, на которой я провёл два или три школьных лета. Для нас это было основное место знакомства со свертсницами. Тогда (1973-1975 годы) играл вживую вокально-инструментальный ансамбль «Волгари», в репертуаре которых были хиты того времени – «Звёздочка моя ясная» (из репертуара «Цветов»), «О, мама» (из репертуара югославской певицы Радмилы Караклаич) и песня из кинофильма «Генералы песчаных карьеров». Сначала танцплощадка стояла лицом к жилым домам Соцгорода, но музыка была настолько громкая, что по настоянию жителей танцплощадку перестроили, развернув лицом к заводам.

Сейчас Соцгород является центром Авиастроительного района, который, исходя из названия, тесно связан с авиастроением. КАПО было крупнейшим предприятием района - за 80 лет своей истории коллектив завода освоил и осуществил выпуск 24 модификаций авиационной техники. Первый реактивный пассажирский самолет в СССР ТУ-104 и красавец-лайнер Ил-62, непревзойдённый никем стратегический ракетоносец ТУ-160, легендарный МИ-8, прекрасно проявивший себя в Афгане, Африке и еще чёрт знает где, строились казанскими авиастроителями на КАПО им.Горбунова (в народе – «22-й завод», вертолётном и моторостроительном (в народе – «16-й завод») заводах. Здесь работала половина жителей Заречья, в том числе почти вся моя родня, и они заслужили того, чтобы в честь них была названа станция метро, которое пришло сюда в мае 2013 года.

Весь район пересекал знаменитый трамвайный маршрут № 9. В 1933 году трамвай ходил от Кремля и Ленинской дамбы до площади Восстания, а в 1937 году она была продлена далее на север до территории авиазавода имени Орджоникидзе (ныне КАПО имени Горбунова).

Вторым по значимости в Ленинском районе (до выделения из его западной части в 1973 году Московского района) был завод органического синтеза, который начал строиться в 1959 году по решению майского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС об ускорении развитии химической промышленности. В 1963 году завод выдал первую продукцию. Сейчас это крупнейший производитель полиэтилена в мире. Одновременно с химкомбинатом строился и жилой микрорайон работников завода – Жилплощадка, имевший недобрую славу у казанцев из-за своей отдалённости, загазованности и повышенной криминогенной обстановки (в 1980-е годы здесь сформировалась крупнейшая ОПГ Казани – «Жилка»).

Троллейбусный маршрут № 1, ходивший от «кольца» - площади Куйбышева (ныне площадь Тукая) до Караваево, был пущен в 1948 году, и в своей основной части шёл по улице Декабристов, которую пересекали поперечные улицы - Тверская, Чистопольская, Рабочая, Солдатская, Школьная (такие названия носили остановки общественного транспорта на Декабристов), а также Союзные улицы – с 1-й до 13-ю.

Позже появились трамвай «десятка» от Караваево до Оргсинтеза (в 1966 году) и № 13, шедший от Караваево до Компрессорного завода через «квартала» - будущий Ново-Савиновский район (в 1979 году). На довольно популярном троллейбусе маршрута № 4 можно было попасть в Кировский район. Были и менее популярные троллейбусные маршруты № 3 (с 1953 года) и № 5, по которым троллейбусы ходили редко. Они обслужили, в основном, рабочие смены промышленных предприятий (в настоящее время эти маршруты ликвидированы).

В Ленинском районе стало традиционным называть новые, широкие улицы именами революционных деятелей (Урицкого, Воровского, Шамиля Усманова, Галимджана Ибрагимова, Хусаина Ямашева) или связывать их с революционными событиями (Декабристов, Восстания). Особняком стоит улица Гагарина (бывшая 11-я Союзная), получившая имя первого космонавта после его полёта в космос в 1961 году. А вот обелиск покорителям космоса, стоявший в сквере неподалеку от этой улицы, исчез в ходе строительства станции метро «Северный вокзал».

Зареченский участок первой линия казанского метро, кстати, целиком проходит под центральной улицей бывшего Ленинского района Декабристов, захватывая большой кусок улицы Ленинградской (её южный отрезок в районе бывшего трамвайного парка № 2 только недавно был переименован в улицу Дементьева).

В 1973 году из Ленинского района выделился Московский район. К нему отошли основные городские бюджетонаполнители – завод «Казаньоргсинтез», ПО «Тасма» (производитель знаменитой в СССР кинофотоплёнки) и ПО «Татхимфармпрепараты».

В 1994 году Ленинский район был упразднён, и на его бывшей территории были образованы Авиастроительный и совсем молодой Ново-Савиновский районы. Предлагаю Вам посмотреть фотографии видов Ново-Савинского района 2004 года – начало новой застройки одной из красивейших улиц современной Казани - улицы Чистопольской.

Старожилы Казани, вспомните, что ещё было популярно и интересно в Ленинском?...

Немного подскажу – здесь, в Ленинском районе в 60-е годы начиналась спортивная слава Татарстана.

В 30-х годах ХХ столетия на заводе имени Горбунова была создана футбольная команда, которая быстро вошла в число сильнейших спортивных коллективов Казани. Название команды менялось несколько раз – команда Ленинского района, «Крылья Советов», «Искра» и, наконец, «Рубин».

Официальной датой рождения команды принято считать 1958-й год, хотя еще до 1965 года команда играла под названием «Искра». Под новым звучным названием «Рубин» команда начала свой первый сезон только в 1965 году. В 1970 году за «Рубин» играла легенда футбола СССР, выдающийся футболист мира Виктор Колотов. Но золотая корона российского футбола досталась нашей команде лишь в конце 2000-х, когда в сезонах 2008 и 2009 годов «Рубин» дважды завоевал титул чемпионов России. А вслед пришла и всемирная слава – впервые стартовав осенью 2009 года в Лиге Чемпионов УЕФА, казанцы одержали победу над знаменитой испанской «Барселоной» на её поле со счётом 2:1. Но это уже победы футбола другой Казани, истоки которой лежат в прекрасной организации системы спортивной подготовки в СССР…

В 1956 году на базе спортклуба моторостроительного завода была сформирована хоккейная команда под названием «Машстрой». Уже с 1958 года команда участвовала в чемпионатах страны, сменив название на СК имени Урицкого. Всей стране были известны имена великолепных хоккейных форвардов Геннадия Маслова, Сергея Столбуна и Валерия Шалахина.

В 1990-1995 годах команда выступала под названием «Итиль», с 1995 года – под современным именем «Ак Барс». Именно с поколением хоккеистов «Ак Барса» связана хоккейная слава Казани. «Ак Барс» - четырежды чемпион страны (1996, 2006, 2009, 2010), трижды - серебряный призер чемпионатов России (2000, 2002, 2008) и бронзовый призер чемпионата 2004 года, первый и второй обладатель Кубка Гагарина в 2009-м и 2010-м годах.

Почему я обо всем этом так подробно пишу? Дело в том, что уходят из жизни живые свидетели исторического развития нашего города. Ушел из жизни летописец города писатель Рафаэль Мустафин. Слава богу, ещё живы Абдулла Дубин, Валентин Королёв и Юрий Фролов из КФУ – это кладези знаний о жизни Казани. Очень много изучал историю города учёный-археолог и краевед Николай Калинин, но от него осталась лишь небольшая книжка («Путеводитель по Казани», 1955 год). Сейчас много пишет о советской Казани Сергей Саначин, спасибо ему. А историю любимого города, как я убеждён, должен знать каждый. А кто-то должен её пропагандировать и доходчиво доводить. Я беру время от времени на себя эту функцию, надеясь, что Вам это интересно.

Есть Создатели Истории, Хранители Истории и Потребители Истории. Я отношу себя ко второй категории. Задумайтесь, к какой категории относите себя Вы?

Кстати, у меня есть электронные фотографии советских социалистических городов периода СССР – Москвы, Новосибирска, Киева, Запорожья, Ленинграда, Ташкента, Самарканда, Сочи, Ялты, Симферополя, Кисловодска. Я готов поделиться этими снимками с Вами. В свою очередь, жду также от Вас сканированных копий фотографий Казани, сохранившихся в Ваших семейных альбомах.

 

Ваш Рустэм Гайнетдинов, кандидат исторических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Copyright © 2006 — 2013 Татары Санкт-Петербурга и Ленинградской области
info@spbtatarlar.ru

Яндекс.Метрика


zzzz