Польские татары и польская геополитика


Иногда в исторической литературе их именуют также польско-литовские, и даже белорусские татары, поскольку их потомки проживают сегодня на территории этих трех государств. В самом же ВКЛ в первой половине XV века пришельцы образовали вассальное Литве княжество – Джаголдай. Через три столетия, в XVIII веке, в армии Речи Посполитой уже насчитывалось несколько татарских полков, а во время французского нашествия на Россию один эскадрон литовских татар был принят в гвардию Наполеона.

К тому времени польские татары почти полностью перешли на польский язык, многие взяли себе польские фамилии и приняли католичество. Выходцы из польских татар часто занимали военные должности и подвизались на культурной ниве. Так, известный польский писатель-патриот Генрик Сенкевич происходил из татарского рода.
В сегодняшней Польше проживает 5000 польско-литовских татар (еще 4000 в Литве и 10000 в Белоруссии). В Литве и Белоруссии эти люди оказались после того, как Польша лишилась части восточных территорий, ранее отобранных у Руси и Литвы. В давние времена, когда польская власть на этих землях только утверждалась, польские короли расселяли прибывших татар, как заслон от русских и литовцев. Большинство из них – христиане (католики, протестанты, православные), хотя есть до сих пор и такие, кто придерживается мусульманства. Польские татары не проживают компактно, а разбросаны по всей стране.
Наиболее массовым местом проживания польских татар принято считать Белосток – город у белорусской границы. Очень активна татарская диаспора в Гданьске, где создан татарский Союз. Он включает в себя около тысячи человек. Его руководитель – поэт и политический публицист Селим Хазбиевич.
К сожалению, польские власти не могли не удержаться от соблазна, чтобы не поставить татарскую диаспору и вообще татарскую тему на службу официальной польской русофобии. Читая статьи татарских авторов из Польши (например, того же С. Хазбиевича), невольно закрадывается впечатление, что польские татары – самые правильные. А те, кто против России не воевал, – неправильные. Естественно, что за 600 лет проживания в Польше татары прониклись польской культурой и польским духом. Польша стала их второй родиной. Иногда польского татарина можно отличить от поляка только по имени, т.к. фамилии уже у всех польские (Али Козакевич, Мустафа Конопацкий и т.д.). Неестественно только, когда политические убеждения польских татар выдаются за убеждения всех татар.
К примеру, тот же Хазбиевич часто пишет на тему польского прометеизма – идеологии 1920-1930-х гг., направленной на обоснование необходимости отрыва сначала от Советского Союза, а потом от России их национальных окраин. Хазбиевич – апологет прометейской концепции в её современном изводе. По его мнению, стремление Варшавы создать марионеточные государства татар и башкир, финнов-ингерманландцев, коми, карел – стремление благородное и заслуживающее похвалы. Конечно, слово “марионеточные” он не употребляет, маскируя свои излияния в словесные обертки типа “свобода”, “право на самоопределение”, “русский империализм” и т.д.
Поляки предпочитают говорить только о татарах, воевавших за Речь Посполитую. О Лавуде Чаинском – организаторе полка татарской конницы, участника войны 1920 года, Александре Ельяшевиче – последнем полководце 13-го полка татарской конницы Виленских уланов и др.
Главное, чтобы этот татарин воевал против русских. Это – первейшее условие его почитания. И как-то не очень принято говорить, что в Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк, который мужественно защищал не Польшу, а Россию. Таким образом, попытки представить всех польско-литовских татар, как сплошных русофобов пропольской ориентации, неправомочны.
Польско-литовские татары, в силу обстоятельств, принадлежали двум историям – польской и российской. И считать правильной только польскую версию истории польско-литовских татар не верно.

Пока же Польша разыгрывает антироссийскую тему в татарской среде. В журнале “Ежегодник польских татар”, который издается под патронажем центрального Совета Союза татар Речи Посполитой (есть в Польше и такой), частенько размещаются статьи антироссийского толка, в т.ч. иностранных авторов. Печатаются там же произведения представителей кавказских народов Российской Федерации, если эти произведения укладываются в общую канву польской пропаганды.
В планах Союза – восстановление музея польских татар и организация информационного центра. Можно даже не гадать, в какую пропагандистскую машину превратится этот центр.
Официальные польские власти намеренно политизируют татарский вопрос. Он не имеет масштабного измерения в виду малочисленности татарского населения. Однако он используется в пропагандистских целях как живой образец российского тоталитаризма: “Вот, смотрите, это польские татары. Они вам сейчас расскажут, как коварная Москва унижает нерусские народы”. И начинается из живущих 600 лет в Польше татар извлечение их исторических обид по типу: “А вот помните, как русские в веке этак XV – м…” и т.д. Наиболее свежие агитационные клише касаются жизни народов СССР и современной Российской Федерации.

Таким образом, польским татарам за прошедшие шесть веков привили исконно польское видение российско-польских отношений. Поэтому татарские активисты из Польши предпочитают контактировать с наиболее русофобскими организациями на территории бывшего СССР. Например, крымско-татарским меджлисом Мустафы Джемилева.
Конечно, в рамках традиционной антироссийской политики Варшавы тема польских татар не играет ключевой роли. Это просто ловкий информационный ход, не более того. Однако нашим читателям не мешало бы знать, что польско-литовские татары не заходились в бешеной злобе при слове “Россия” и не жаждали русской крови. Несомненно, кто-то из них мог и не любить Россию, считая её чужой для себя державой. Но 100% неприятия русских среди польско-литовских татар не было.
Начнем с того, что в России проживает 40000 крымских татар, в основном, на Кубани. Им русофобский бред польско-татарских агитаторов чужд. Кстати, убитый бандой Цапка в Кущёвской предприниматель Аметов был крымским татарином. А многие убитые с ним в тот день его родственники и соседи были русскими.
Еще пример из истории – Яков Юзефович, генерал-лейтенант Белой армии. Из дворян Гродненской губернии, магометанского вероисповедания. Участник русско-японской и Первой мировой войн. С 1914 года – начальник штаба Кавказской туземной конной дивизии. Проявил в боях за Россию мужество и бесстрашие, за что был награжден многими орденами.
Или Александр (Искандер) Османович Тальковский – российский и советский военный деятель. По собственному желанию служил в пограничной страже (пос. Новобржеск, Польша). Участвовал в Первой мировой (начальник гарнизона города Виндавы и Виндавского отряда). Сын Искандера Тальковского – советский комдив Александр Александрович (Искандер Искандерович), участник Первой мировой войны, кавалер боевых наград, командир мусульманского полка первой Петроградской стрелковой дивизии. С января 1919 г. – начальник 2-х Казанских Мусульманских командных курсов. С мая 1919 по март 1920 гг. – начальник штаба Отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады (командир Юсуф Ибрагимов, тоже татарин). Воевал на Туркестанском фронте, активный участник взятия Бухары и Ферганы. С марта 1920 года командовал 4-й и 6-й туркестанскими отдельными стрелковыми бригадами красных командиров в Фергане и Семиречье. Руководил операциями по ликвидации басмачества в Фергане. В 1923 году – начальник Объединенной татаро-башкирской военной школы имени ЦИК ТАСС.
Можно было продолжать дальше, но на этом закончим. Изложенного вполне достаточно, чтобы оценить вклад польско-литовских татар в укрепление державы Российской и понять, почему польская пропаганда делит татар на правильных и неправильных, своих и чужих.

 
Copyright © 2006 — 2013 Татары Санкт-Петербурга и Ленинградской области
info@spbtatarlar.ru

Яндекс.Метрика


zzzz